Свято - Михайловский Собор ( Архистратига Михаила) г. Черкассы




<b>Свято-Михайловский Собор </b>построен в византийском стиле по проекту самого Софрония. Храм длиной 58 метров, шириной 53 метра и высотой 72 метра, способен вместить до 12 тысяч прихожан одновременно). Строительство храма было начато в июле 1994 года. По словам Софрония, храм был построен на пожертвования верующих.
На торжественную церемонию освящения Храма прибыли 5 православных митрополитов и 20 епископов из Украины, России, Германии, Чехии, Венгрии и Белоруссии.
9 августа этого года в Черкассах произошло событие радостное (это так редко, к сожалению, случается в наше время) и долгожданное. В присутствии множества гостей и прихожан был освящен Кафедральный Собор в честь Святого Архистратига Михаила, что в Первомайском парке. Храм, едва не единственный в Украине построенный по всем канонам церковной архитектуры. Храм, вознесшийся своими куполами выше Софии Киевской. Многим черкащанам, очевидно, известно, что построен он по проекту, разработанному лично Владыкой Софронием. Это уже второй храм в его жизни (первый - красавец-собор в честь Покровы Божьей Матери в Борисполе). В том, что он, богослов, не имеющий специального архитектурного образования, стал возводить храмы, Владыка видит Промысел Божий. Ведь храм - это не просто здание, не офис, даже не театр. Это не мертвое сооружение. Храм должен быть живым, только тогда он будет Собором для души.
Но сколько в нашей истории страниц, когда отношение к Соборам для души было иным...
Всего лишь несколько лет назад Черкассы с высоты птичьего полета, кроме буйства зелени и угрожающих разнокалиберных труб Химпоселка, ничем особенным не выделялись. Банальные хрущевки, китайские стены девятиэтажек... Ни одна луковка купола не мелькнет позолотой! Последствия десятилетий воинствующего атеизма... А между тем в справочнике "Весь город Черкассы" на 1911 год читаем:"Церквей в Черкассах- 3 приходских, 2 домовых, 1 кладбищенская и 1 полковая. Большинство их построено в 1865-1868 годах. Центральной и самой богатой является Соборно - Николаевская церковь на площади того же наименования. Кроме того, имеются 1 католическая каплица и 1 старообрядческая; 2 старообрядческих монастыря (мужской и женский)". Согласно этому же справочнику, в Черкассах действовали 12 еврейских молитвенных домов и синагога с раввином, что располагалась по улице Еврейской.
Если учитывать, что на конец XIX века население Черкасс составляло 29 093 жителя, среди них 20 008 - православных, 7 044 - иудеев, 82 католика, 15 мусульман и 1944 раскольника, то все они имели свои соборы, синагоги, костелы, молитвенные дома.
Конечно, после выхода в свет справочника Айзенштайна (цитировавшегося выше) количество культовых сооружений варьировалось. Позднее была построена приходская церковь в честь Покровы Пресвятой Богородицы в районе Казбета (теперь улица Университетская). Приход ее был очень бедный. В 1944 году по просьбам жителей города в церкви были возобновлены богослужения. Но в 50-х годах помещение было отобрано и церковь закрыта.
В разгар Первой мировой войны недалеко от приходского кладбища Свято-Николаевцкого собора на военном кладбище (приблизительно на территории нынешнего Первомайского парка) был возведен Георгиевский храм в память "павших воинов". Церковь достраивали буквально веем миром, собирая недостающие средства по подписным листам. По словам историка-краеведа Ю. Мариновского, "строительство православного храма было делом всего города без оглядки на национальность и религиозную принадлежность". 7 октября храм был освящен. И хотя к уникальным сооружениям церковь Святого Георгия не принадлежала, она имела богатый позолоченный иконостас.
Впоследствии основной паствой Георгиевского храма станут железнодорожники. Но жизнь храма оказалась недолгой: всего 16 лет. Уже летом 1933 года, после того как "городской совет загородил вход в Георгиевскую церковь, та часть кладбища, где находится эта церковь, сделалась притоном разных злоумышленников". И церковь была попросту разграблена... Богослужение стало невозможно.
Да, храмы, как и люди, имеют свои судьбы. Некоторые из них начинают новую жизнь, возрождаясь вместе с человеческой памятью; некоторые так и остаются забытыми. И сегодня мы хотим напомнить Вам о трех православных храмах, которые упомянуты в дореволюционном справочнике "Весь город Черкассы".
История Свято-Николаевского Собора в Черкассах насчитывает более 250 лет и начинается с 1693 года, когда было освящено место под его строительство по благословению митрополита Варлама Ясинского. Церковь была деревянная, с тремя куполами в стиле казацкого барокко, и располагалась на углу улиц Крещатик и О. Дашкевича. Позднее здесь было построено церковно - приходское духовное училище, разрушенное в годы Второй мировой войны; памятник Сталину, который убрали сразу после его смерти; помещение национального банка.
В середине XIX века в связи с новым планом города решено было перенести Николаевскую церковь на центральную площадь (ныне здесь здание обладминистрации). Строительство велось на средства известного черкасского мецената Колодочки и было закончено в 1864 году. Церковь была каменной, с кирпичными арками, тремя деревянными куполами, в том числе одним большим центральным. Рядом высилась колокольня с острым шпилем в готическом стиле. Престольный праздник отмечался в день св. Николая - 19 декабря. Площадь, на которой располагался собор, называлась Соборной (теперь - площадь им. Ленина). Возле церкви размещались торговые ряды, складские помещения, частные дома зажиточных промышленников. Приход состоял в основном из наемных рабочих, мещан, купцов, мелкой буржуазии.
Как свидетельствуют архивные документы, годовой капитал собора в то время составлял 714 рублей. Пахотных земель и сенокосов было 95 десятин. С развитием промышленности собор еще более богател. Да и вообще, в 1862 году Черкасский уезд занимал первое место в Киевской губернии по количеству поступлений в церковную казну. К концу XIX века приход собора уже составлял 6 000 человек! Настоятелем в храме был Кандидат богословии Василий Иванович Кудрицкий.
После революции церковь относилась к разряду действующих. Но недалеко было то время, когда храмы закрывались путем сбора подписей граждан, которые хотели их закрытия. И вот, как явствует из протокола заседания президиума Шевченковского (Черкасского) окрисполкома от 30 июля 1930 года, - 3 517 подписей взрослого населения (по национальности украинцы) было собрано по вопросу закрытия собора и передачу его под музей. Из этого же протокола узнаем, что органы народного образования были обеспокоены соседством собора и строящегося здания института: "...это невозможно. Это затрудняет нормальную работу последнего".
В годы Великой отечественной войны при артобстреле фашистский снаряд разрушил здание храма. После войны религиозная община хлопочет о передаче ей остатков храма. Но в феврале' 1945 года специальная комиссия составила акт о сносе, поскольку "существующее в городе Черкассы помещение бывшей соборной церкви фактически не существует..."
В послевоенный период престолы двух закрытых церквей - Соборно-Николаевской и Покровской - были установлены в Свято-Троицкой церкви. Ныне на этом месте - Холм Славы. Но первая Свято-Троицкая церковь, еще деревянная, была построена в 1745 году в нижней части города на месте более давней церкви
1671 года, сооруженной с благословения митрополита Иосифа Нелюбовича-Тукальского. В 1863 году вместо деревянной была построена каменная церковь, но на территории верхней части города (нынешний Холм Славы). Как уже было упомянуто, в Троицкой церкви были установлены сразу три ::::..один, а три раза в год. На эти дни сюда негласно приглашались священники соседних сел, которые в свою очередь приглашали своих односельчан. Черкасский краевед С.С. Нехорошев писал: "...была традиция - на большие религиозные праздники устраивать при церкви "обед", потому были люди из разных сел".
Службы проводились очень торжественно и красиво. На Водокрещение в 1958 году в обеих черкасских церквях возродили старый обычай - устанавливать огромные подкрашенные ледяные кресты, украшенные цветами и рушниками.
Троицкую церковь любили черкащане. А между тем в 50-е годы Черкасский горисполком повел решительную борьбу за передачу помещения Троицкой церкви под физкультурный клуб. И вот в 1961 году эта борьба увенчалась успехом. Спортивное общество стало хозяйничать в храме, а церковная община была снята с регистрации (закрыта) по причине отсутствия помещения. В начале 70-х годов Свято-Троицкий храм был снесен, т.к. начиналось сооружение мемориального комплекса на Холме Славы.
Имущество закрытой церкви было передано в церковь Рождества Богородицы. Но при этом тщательно "просеивалось" уполномоченным по делам религии. Позолоченные, серебряные, медные "предметы" подлежали конфискации в пользу государства. В это время были запрещены церковные звоны.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы (последняя из уцелевших черкасских православных церквей) тоже имеет богатую историю. Существует легенда, что освящение самого первого храма Рождества Богородицы совпало с радостной вестью; освобождением от татаро-монгольского ига. И что именно место первого храма (примерно угол Шевченко и Пастеровской) считался многими старожилами "началом города". С XVII века существовала традиция: улицы, которые вели к храму Пречистой Богородицы, назывались Пречистенскими. В Черкассах это Старо-Пречистенская (Пастеровская) и Ново-Пречистенская (Седова). Дело в том, что еще до революции Храм Рождества Пресвятой Богородицы переносился с места на место трижды. Деревянная церковь, построенная в 1798 году на месте более давней, располагалась в центре Базарно-Рождественской площади (территория Базарно-Рож-дественской по бульвару Шевченко). В середине ХПХ века была построена новая церковь с таким же названием, а старая разобрана. В церкви была прекрасная живопись, много старинных икон и церковных украшений.
До Великой отечественной войны церковь Рождества Богородицы была действующей. Но в 1941 году храм был разрушен при отступлении советскими войсками. Сейчас на его месте стоит многоэтажный жилой дом с универмагом на первом этаже. Но религиозная община осталась действующей.
ТОЛЬКО ФАКТЫ:
С 1919 по 1969 года на территории Черкасской области органами советской власти были закрыты 10 православных и 2 старообрядческих монастыря, около 700(!) православных и 5 старообрядческих храмов, 10 католических костелов и 60 синагог.
В фондах областного архива находятся более 400 следственных дел священнослужителей и мирян, репрессированных в 1930-1938 годах.
Только за 1937-1938 года среди расстрелянных наших земляков было 24 монаха, 59 священнослужителей, 13 дьяконов.


Создан 23 сен 2009



  Комментарии       
Всего 8, последний 9 мес назад
daniila70403 07 мар 2011 ответить
Не знаю, по адресу ли я обращаюсь. Моя мама лежит в Черкасской Областной больнице, в Онкоцентре на 9 этаже, в отделении гематологии. В Черкассах у нее нет знакомых, которые могли бы посетить ее, она сама - из Умани. А ей элементарно нужно купить свежего творогу. В больнице она еще будет до 14 или 16 марта. Гаранина Валентина Викторовна, 80 лет. М.б., кто-нибудь из православных, проживающих в Черкассах, согласился бы сделать доброе дело и посетить ее? Я сама живу в Эстонии, в Пюхтицком монастыре. Ин.Даниила. Кто отзовется, напишите мне Ваше имя, я буду Вас поминать.
   
George.Solo 08 мар 2011 ответить
ваше письмо размещено в группе "Моя Черкащина"! добрые люди отзовутся! я тоже постараюсь помочь! Бог вам в помощь!
testomes 15 авг 2012 ответить
здраствуйте меня интересует крещение младенца гдето в конце сентября!!! как можно это организовать у Вас в соборе???
Людмила 22 сен 2012 ответить
В Черкасах є хоть один католицький костьол або каплиця???
ljudmilka.p 22 сен 2012 ответить
В Черкасах є хоть один католицький костьол або каплиця???
   
George.Solo 22 сен 2012 ответить
да, есть... угол улиц Гоголя и Пионерской...если смотреть то по диагонали от пиццерии "Империя"...только выглядит он как самый обычный не примечательный домик
redaktor6 03 июл 2013 ответить
скажите пожалуста, в какой церкви города Черкас мужчины и женщины стоят отдельно во время молитвы
dino_shevchenko 20 фев 2016 ответить
Здравствуйте,меня интересует,при крещение ребенка в соборе,обязательно крестным рассказывать на память молитвы,или разрешается читать?
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником